И не мечтай!

Власти обещали реализовать массу проектов, которые бы превратили Липецк в город будущего, увы, большинство обещаний остались лишь пустыми словами

06.08.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Власти Липецкой области не скупятся на грандиозные планы. Даже в условиях кризиса от них можно услышать о дорогостоящих проектах, которые планируется осуществить в ближайшее время. За последние 5 лет чего только нам не обещали — аквапарки, современные спортивные комплексы, гоночные трассы, благоустройство исторического центра, метро в конце концов. Ну и, конечно, никаких проблем с устройством ребёнка в детский сад. Если хотя бы половина этих проектов реализовались, Липецк можно было бы назвать городом мечты. Но громкие слова до сих пор так и остались лишь обещаниями. Корреспонденты «Житья» решили узнать, были ли на то объективные причины и стоит ли продолжать верить в мечту.

«Город будущего»

ОБЕЩАНИЕ: презентовать проект «Город будущего» в 2015 году.

В него должны были войти концертный зал в форме цветка, театр танца и компьютеризированная библиотека, пешеходная зона от Нижнего парка до площади Героев, два высотных здания торгового и культурно-развлекательного центров и много чего ещё.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: нет денег.

При этом денег нет не только на реализацию этих планов, но даже на сам проект, власть надеется привлечь частные инвестиции. Проект, по словам мэра, разрабатывает зарубежная компания.

— Уже есть рабочая документация на строительство лестницы из Верхнего парка в Нижний, — прокомментировал мэр Липецка Сергей Иванов. — В ближайшее время приступим к расчистке от кустарника 70 га территории засыпанного Петровского пруда. Не забыли мы и про пылящийся с 70-х годов прошлого века проект объездной дороги от Петровского моста вдоль реки Воронеж с выездом на улицу Студеновскую.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

— Проект «Города будущего» нужно рассматривать как обычное популистское обещание властей, — прокомментировал доктор политических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Александр СКИПЕРСКИХ. — Сейчас сложно удивить избирателя. Общество уже привыкло к тому, что власть может не выполнять обещания, а если и выполнять, то с большой натяжкой. Вспомним известный интернет-мем с Гулевским и дорогой. С другой стороны, региональная и местная власти привыкли к подобному режиму функционирования. Риторика власти порой напоминает поток сознания. Обещания могут быть какими угодно, но это не означает, что они адекватно воспринимаются обществом.

Благоустройство Каменного лога

ОБЕЩАНИЕ: сделать Каменный лог благоустроенным местом с площадками для отдыха, аттракционами, амфитеатром, скалодромом, площадками для выгула, лыжероллерной трассой, экстрим-парком.

Над Каменным логом должна появиться двухъярусная автомобильная эстакада. Она должна была соединить центр Липецка с новыми микрорайонами.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: нет денег.

Как и весь проект «Город будущего», благоустройство Каменного лога перенесли.

— Сейчас важно вести планомерную работу по благоустройству Каменного лога, поскольку в перспективе он видится мне как красивое место отдыха с обустроенными велодорожками и паркингом, — уверен мэр Липецка Сергей ИВАНОВ. — Для создания такой зоны рекреации планируем привлечь федеральные средства.

Третий мост через реку Воронеж

ОБЕЩАНИЕ: в 2015 году спроектируют третий мост через р. Воронеж.

Мост должен соединить улицы Водопьянова и 9 Мая. В проекте предусмотрено воздушное метро и шесть полос для движения автомобилей. По предварительным данным, общая протяжённость сооружения будет 4,5 км, в том числе 2 км над рекой. Для его строительства нужно 8 млрд рублей. Третий мост через Воронеж планировали построить ещё в середине 70-х годов.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: отсутствие финансирования.

В конце 2015 года денег на проект моста не нашли. Проектные работы должны обойтись примерно в сто миллионов рублей. Чиновники не исключали, что с непростым бюджетом следующего года проектирование его отложат. Сейчас он включен в генплан Липецка, однако когда будет построен — неизвестно.

Очереди в детские сады

ОБЕЩАНИЕ: ликвидировать очереди в детские сады до конца 2015 г.

Сроки решения этой проблемы постоянно передвигались. 5 лет назад планировалось, что к концу 2015 года все липецкие дети не будут иметь проблем с попаданием в детский сад, увы, пока окончательно вопрос не решён.

ВЫПОЛНЕНО ЧАСТИЧНО:

Липецк переживает беби-бум, рождаемость растёт быстрее, чем идёт строительство детских садов. Кроме того, деньги на строительство детских садов выделяются из федерального бюджета частями, а не разом. Нужно признать, что обещание выполнено частично благодаря строительству новых детских садов, увеличению мест в существующих и появлению частных детсадов. В 2016 году появилось 1 130 дополнительных мест. Сейчас очереди в детсады среди детей старше 3 лет нет, но есть дети с 1 до 3 лет, родители которых ожидают место в младшей группе. Полностью ликвидировать дефицит мест для детей ясельного возраста планируется к 2018 году.

— К нам в департамент несколько лет подряд поступали заявления от липчан с просьбой принять детей младше 1,5 года. Сейчас в очереди на устройство в детсад зарегистрировано 50 малышей раннего возраста. Недавно мысль об открытии такой группы казалась фантастической. Теперь мы сделали шаг к решению и этой проблемы, — отметили в департаменте образования Липецка

Аквапарк

ОБЕЩАНИЕ: построить аквапарк в первой половине 2014 года.

Разговоры о строительстве в Липецке аквапарка велись ещё с 2003 года. Проект планировался масштабный — в аквапарке должны были работать не только горки, но и разнообразный набор водных процедур — от бегущей волны и римских терм до финско-русско-турецких бань и саун.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: запрет строительства аквапарка в здании бассейна «Спартак», отсутствие инвесторов.

Возвести аквапарк планировалось на месте недостроенного 50-метрового бассейна «Спартак». Но разрешение на это администрация города не дала. Далее аквапарк хотели возвести на территории СК «Катящиеся камни». Но это уже не бюджетный, а инвестиционный проект. Экс-мэр Липецка Михаил Гулевский также говорил, что в 2015 году начнёт строиться ещё один аквапарк в микрорайоне Елецкий. В 2015-м власти пытались найти инвесторов, но дальше разговоров дело не пошло.

— Аквапарк в городе появится при условии, что найдётся частный инвестор, который вложит в строительство деньги, — прокомментировали в пресс-службе администрации Липецка. — Соответственно, он потом будет получать от этого прибыль.

Воздушное метро

ОБЕЩАНИЕ: начало строительства воздушного метро в Липецке осенью 2015 года.

Идею предложил губернатор Липецкой области Олег Королёв. Однако сроки передвинули. Власти заявили, что до конца 2015 года будет завершено проектирование метро, а в 2016-м начнётся его непосредственное строительство. Метро будет надземной монорельсовой транспортной системой.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: нет денег.

Идея изначально выглядела сомнительно и больше походила на утопическую мечту. В прошлом году на брифинге экс-начальник областного управления строительства и архитектуры Евгений Губанов рассказал, что работать метро начнёт не раньше 2018 года и стоимость проекта заметно сократили.

— Мы начинали проектировать воздушное метро при стоимости его строительства в 100 миллиардов рублей, а остановились на цене в 6 миллиардов, — сказал Евгений Губанов. — Это стоимость первой его очереди и подвижного состава.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

— Строительство метро, даже воздушного, — дорогостоящий проект, — говорит экономист Михаил БОРИСОВ. — И очевидно, что денег на него у региона нет. Его появление — это разряд фантастики.

— Без поддержки федерального центра здесь не обойтись, — уверен политолог Владимир СЛАТИНОВ. — А возможно ли её оказать в нынешней ситуации? Метро нет даже в Воронеже, а движение там интенсивнее и населения больше. У Липецка денег не хватит. А нужно ли Кремлю метро в Липецке? Властям стоит признать, что воздушное метро — нереализуемая идея. А средства лучше направить на развитие автобусного парка и электротранспорта.

«Катящиеся камни»

ОБЕЩАНИЕ: построить инновационный спортивный комплекс «Катящиеся камни» до осени 2015 года.

Но комплекс постоянно строился с задержкой сроков. За пару лет на строительстве сменилось 2 подрядчика — венгерскую компанию «Маркет» хотела сменить московская фирма «Мурадин», но не успела подписать в срок бумаги. Сейчас компания «Мурадин» подала в арбитражный суд иск о правах на строительство комплекса. Пока он на рассмотрении, а стройка заморожена.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: изначально это был очень дорогой для казны проект.

А потом последовали санкции, которые остановили работу венгерских строителей, кризис же опустошил бюджет. Однако городская администрация уверена, что комплексу быть.

— Пока есть определённые финансовые трудности в реализации этого проекта, — рассказал мэр Сергей Иванов. — Но на стадии подписания несколько договоров, которые позволят продолжить работу.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

— На мой взгляд, и развитие истории с проектной документацией «Катящихся камней», и проблемы отбора подрядчика говорят об отсутствии интереса со стороны строительных компаний к данному объекту, — прокомментировал Александр Скиперских. — Наверняка приличные строительные фирмы прекрасно понимают, насколько декларации власти реально сопоставимы с издержками постепенного затягивания поясов. Ещё нужно заметить, что данный проект мог связываться с интересами чиновников — кураторов липецких строек, которые в настоящий момент уже не обладают достаточными лоббистскими ресурсами. За прошедшее время произошли перестановки как в областной, так и в городской администрации, и новым лоббистам «Катящихся камней» будет сложно быстро вникать в проблемы этой стройки века.

Гоночная трасса

ОБЕЩАНИЕ: построить гоночную трассу в 2014 году.

Бывший вице-мэр Антон Курочкин заявил 2 года назад, что под трассу расчищают 4 га в районе набережной.

— На условиях государственно-частного партнёрства в Липецке будет построена специальная гоночная трасса протяжённостью более километра, — заявлял Антон Курочкин.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: вице-мэр ушёл в отставку, и о проекте забыли.

Микрорайон в Манеже

ОБЕЩАНИЕ: построить в районе Манежа школу и детский сад.

Проектом предусмотрено размещение на участке в 10 га многоэтажных домов, школы на 400 мест, детского сада на 165 мест, а также других объектов соцкультбыта.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: нехватка средств.

На данный момент в обозначенном районе возвели только дома, а школу и детский сад до сих пор не построили. Как рассказал на брифинге заместитель главы администрации Липецка Андрей Шорстов, в перспективе планируется строительство школы на 500 мест в районе улицы 50 лет НЛМК. Как подчеркнул вице-мэр, новая школа будет еще и центром спортивной жизни микрорайона. В ней должен быть бассейн и спортплощадки.

Вертолётные площадки

ОБЕЩАНИЕ: в 2015 году в Липецке должны были появиться 2 вертолётные площадки.

Площадки должны были появиться за гипермаркетом Metro и в районе набережной. Профинансировать их по плану мэрии должны были частные инвесторы. Куратором проекта должен был стать бывший вице-мэр Антон Курочкин.

ПРИЧИНА ПРОВАЛА: отсутствие инвесторов, вице-мэр ушёл в отставку, о проекте забыли.

— О вертолётной площадке говорили в рамках развития набережной, — прокомментировали в пресс-службе городской администрации. — Если будут инвесторы, объекты будут построены.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

— Вертолётная площадка и гоночная трасса не могут быть инфраструктурными проектами первоочередной важности, — прокомментировал Александр Скиперских. — Думаю, что липчане наверняка обойдутся и без них. Более того, подобные обещания могли вызывать только раздражение действиями администрации, и всё больше дистанцировать липецкий политический истеблишмент от простых смертных. В условиях современной России сложно приучить людей, находящихся в состоянии экономической несвободы, закредитованных и безработных, к воспроизводству моделей поведения, характерных для элиты. Вертолётами в Липецке пользуются единицы, и посыл Курочкина, наверное, выглядит едва ли не оскорбительным и чуждым для липчан.

В ТЕМУ

Обещали и сделали

И всё-таки есть обещания, которые наши чиновники реализовали. Их не много, но они есть, и это уже внушает оптимизм.

Градостроительство

Липецкая область вышла на лидирующие позиции по темпам строительства жилья. Власти обещали строить 1 квадратный метр на человека. В прошлом году построили более миллиона квадратных метров жилья. С начала года в области ввели в эксплуатацию 450 тысяч квадратных метров жилья. Это на 7% больше, чем за тот же период прошлого года.

Дорожное строительство в новых микрорайонах

С высокими темпами строительства необходимо было прокладывать дороги в новых микрорайонах. Такие магистрали действительно появились. Строительство дороги на Стаханова, Меркулова и Московской обсуждали долго. Про дорогу на Меркулова даже сделали знаменитый сюжет, где Михаил Гулевский всё время передвигает сроки строительства. Но магистрали всё-таки достроили.

Развитие кооперации

Развитие кооперации было инициативой губернатора Олега Королёва. Таким образом губернатор хотел повысить качество жизни на селе. Кооперативы — это объединения активных людей, каждый из них вносит свою материальную долю в общее дело и участвует в работе. Все получают прибыль пропорционально этим долям. Из них большинство — сельскохозяйственные потребительские кооперативы, в том числе снабженческо-сбытовые и кредитные. Снабженческо-сбытовые продают выращенную продукцию, кредитные выдают займы фермерам. Сейчас в регионе работают 853 кооператива, причём созданы они были за последние 3 года. Кооперативы объединяют 46 тысяч личных подсобных хозяйств, или почти четверть от их общего числа.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Почему власть даёт обещания и не выполняет их?

— Данные обещания связаны как со специфической политической культурой россиян, так и с довольно уверенным позиционированием региональной власти, — считает доктор политических наук, профессор НИУ «Высшая школа экономики» Александр СКИПЕРСКИХ. — В современной России сформирована реальность, при которой сложно призвать власть к ответу за обещания, что способствует демагогии. Если бы власть чувствовала постоянную угрозу собственной легитимности, то её обещания смотрелись бы коррект-нее. В условиях кризиса власти сложно решиться на новые грандиозные стройки. Реальность внесёт свои коррективы в планы администрации, и она займётся реальными проблемами. Наконец, заявленные проекты работают, когда на них есть запрос со стороны общества, когда может быть решена серьёзная проблема, улучшающая жизнь обычных людей. А в данном случае мы видим посыл только для элиты.

Новости других СМИ