«Спасение утопающих — дело рук самих утопающих»

Липецкий юрист Артем Шелудько рассказывает о подводных камнях при пожизненном содержании в обмен на квартиру

29.06.2016 13:39
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Доверчивость пожилых людей, как правило, не знает границ. Бабушки и дедушки готовы поверить всему, если речь идет об их здоровье и спокойной старости, таким образом легко попадая на удочки аферистов. Особенно это касается тех, кто остался совершенно один, без родных, детей и внуков. 

Жительница Липецка 75-летняя Валентина Мишкова не имеет наследников, но у нее есть собственная однокомнатная квартира на улице Космонавтов. За пенсионеркой совершенно некому было ухаживать, поэтому она решилась заключить договор пожизненного содержания со своим начальником, которому она отдала свое жилье. Но ее плательщик не стал соблюдать все условия договора и платил ей сумму в месяц, в два раза меньше положенной: вместо 9 тысяч, всего 4. Женщина подала в суд, и суд встал на ее сторону. Ее квартира вернулась ей в собственность. Таким образом, не выполнив обязательства мужчина остался и без денег и без квартиры. 

— Отношения, возникающие между сторонами договора ренты, — весьма сложное правовое явление, — говорит юрист Артем Шелудько. — Из-за длительности и вариативности таких отношений возникает множество споров. Касаемо рассматриваемого случая могу сказать следующее: если договор расторгнут по причине неисполнения обязательств плательщиком ренты — у него будут трудности при взыскании суммы, уплаченной до момента расторжения, так как в большинстве случаев даже типовой договор ренты содержит в себе санкции в отношении нарушителя. Однако при некорректном составлении текста договора и грамотном подходе — у плательщика все же есть шанс отбить в суде часть платежей за вычетом сумм неустоек и прочих санкций. Таким образом, спасение утопающих — дело рук самих утопающих в данном случае. Правильность составления договора ренты  и есть залог нормальных отношений сторон. Но нужно еще вот что учесть — ГК довольно детально регламентирует ренту. По этой причине излишне жесткие формулировки положений договора, равно как и постановка одной из сторон в заведомо худшее положение, может вызвать у суда вполне закономерную реакцию — такие пункты договоров попросту будут признаны незаконными и не будут приняты во внимание. Ренты не нужно бояться, просто прежде чем заключать договор нужно детально (что называется с карандашом) ознакомиться с положениями ст.ст. 583 — 605 ГК. И очень важно донести смысл этих статей до пенсионера, с которым договор заключается. В последствии фиксировать документально все перечисления денежных средств и/или расходов в рамках договора. 

В данной ситуации пострадавшей стороной выступила пенсионерка, которая была на иждивении. Но бывают и такие случаи, когда после заключения таких договоров содержания страдают люди, которые вызвались ухаживать за бабулей. Есть те, кто даже намеренно ищет бабушек, чтобы помочь им благополучно дожить свои последние годы, а взамен  получить квартиру. Ведь если пенсионер проживет недолго, то и платить придется мало, жилье достанется практически задаром. Правда, такие рассуждения зачастую ни к чему хорошему не приводят. Надеясь на легкую наживу, человек, заключающий договор содержания с пожизненным иждивением не предусматривает много важных моментов. К примеру, бабушка может передумать или у нее внезапно появятся «любящие» родственники, также имеющие виды на ее имущество. Не исключено, что старушка специально придерется к чему-нибудь — мол, плохо ухаживал — и расторгнет договор. А как показывает практика, суд в большинстве случаев на стороне пенсионеров. Расторжение договора в таком случае невозможно с точки зрения закона. Но только при наличии доказательств (письменных) надлежащего исполнения плательщиком своих обязательств. Тогда суд никогда не расторгнет договор. В случае если этот вариант будет предусмотрен не законом, но договором, в договоре прописываются детально неустойки и прочие негативные последствия для пенсионера, — говорит юрист Артем Шелудько.

Новости других СМИ