В Липецке начинающие преподаватели и воспитатели получают нищенскую зарплату, после чего решают уйти из сферы образования

Однако в союзе работников народного образования и науки считают, что зарплата у учителей отличная

25.04.2016 17:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Профессия учителя всегда считалась благородной и достойной. Еще до революции она была одной из самых престижных и высокооплачиваемых. Учитель в Российской империи на свое жалование мог позволить себе содержать семью, дом и хозяйство. Однако сейчас липецкие педагоги школ и детских садов все чаще жалуются на очень низкую оплату их труда. И если многие преподаватели со стажем уже давно смирились со своей участью, то молодое поколение отказывается служить образованию за копейки. 

— В прошлом году я окончил вуз по специальности учителя химии, — рассказывает Сергей Быков (фамилия изменена. Прим. ред.). — Пришел работать в школу. Чтобы более-менее заработать себе на жизнь, взял 24 часа нагрузки, лаборантство, 0,5 ставки программиста в школе, кроме того, веду 2 кружка. Зарплата порядка 15 тысяч. Прихожу в школу к 8 утра и ухожу в 8 вечера. Однокурсник работает в «Магните», получает 25 — 30 тысяч. И большого ума для этого не надо. Где справедливость? Через полгода работы я понял, что по окончании учебного года уйду. Я удивляюсь, как до сих пор наш российский учитель умудряется, как и раньше, давать самое лучшее образование в мире, ведь никакой мотивации для работы молодым преподавателям нет. Не знаю, о какой прибавке постоянно говорят власти. Даже если она и была, то настолько мизерная, что ее никто не заметил. Обидно, что я учился пять лет для того, чтобы зарабатывать меньше, чем продавец. Аналогичного мнения придерживается председатель комитета областного совета по науке, образованию, культуре, спорту, делам семьи и молодежи Валерий Кузовлев, которое он высказал на прошлой неделе на заседании, посвященном повышению заработной платы учителям. 

— Очень часто складывается ситуация, когда выпускники педагогического профиля, придя работать в школу, получают зарплату, равную окладу, а это восемь-девять тысяч рублей… И в основном это происходит из-за того, что руководители учреждений не используют существующие возможности для повышения заработной платы начинающим учителям. В результате молодые специалисты уходят из образования, — отметил Валерий Кузовлев. — Мы дали рекомендацию профильным управлениям администрации области тщательно проработать этот вопрос. Заработная плата во всех образовательных учреждениях должна быть прозрачной. В то же время эту проблему должны держать на постоянном контроле профсоюзные организации в сфере образования. 

С 2014 года Липецкая область перешла на новую систему оплаты труда педагогов. Фонд оплаты труда каждой школы теперь формируется на основании подушевого норматива. Школа получает деньги по госзаданию на обучение каждого ребенка — по числу детей, а не на основании того, нравится или не нравится образовательное учреждение местному начальству.

Фонд оплаты труда школы делится на базовую и стимулирующую части. Размер первой зависит от количества часов и наличия повышающих коэффициентов — классное руководство, проверка тетрадей, заведование кабинетом, внеурочная работа, категория учителя, количество учеников. Вторая — стимулирующая — зависит от качественных показателей — от достижений учеников, применения педагогом новых форм обучения и методик. Сами педагоги восприняли новую систему оплаты труда неоднозначно.

Многие утверждают, что теперь им приходится буквально ночевать в школе. А учителя некоторых предметов не могут при всем желании дотянуть даже до уровня средней зарплаты. С учителями не согласна председатель липецкой областной организации профессионального союза работников народного образования и науки РФ Нелли Сурова. По ее словам, даже молодые специалисты могут рассчитывать на хорошую зарплату. 

— Трудовая функция работника должна быть полно и конкретно обозначена, — говорит Нелли Сурова. — Соответственно, и оплата труда должна зависеть от результативности. Раз в полгода педагог сам себя оценивает, эти результаты сдает в комиссию, которая рассматривает результаты всех работников. По итогам — кому-то прибавляют, кому-то убавляют. Все справедливо. В рамках действующего отраслевого соглашения молодой специалист, который только пришел работать, сразу получает стимулирующую надбавку к окладу не менее 30% (в Липецке она составляет 50% и выше). Эта доплата устанавливается сроком на пять лет и не снижается, а по условиям коллективных договоров сумма стимулирующих может быть увеличена. Сейчас стартовая ставка преподавателя, который только пришел работать в учебное заведение, составляет 7,5 тысячи рублей за 18 часов работы (а вместе со стимулирующими — 9,8 тысячи рублей), если же педагог будет работать больше, то сумма пропорционально увеличится. Например, за 24 часа работы это будет уже 10 тысяч рублей, а с учетом минимальной стимулирующей (30%) — 13 тысяч рублей. Также существуют надбавки за проверки тетрадей (35%) и классное руководство (25%). Проработав год, учитель может пройти переаттестацию, после которой его ставка увеличивается еще на 10%. 

Отметим, что, по статистике, среднемесячная заработная плата у работников общего образования составляет 24 тысячи 779 рублей, у работников дошкольного образования — 21 тысячу 66 рублей. Преподаватели и мастера производственного обучения получают в среднем 23 тысячи рублей, в учреждениях высшего профессионального образования — 34 тысячи 262 рубля. В действительности у большинства педагогов зарплаты значительно ниже. 

Остальные подробности статьи читайте в следующем номере газеты «Житье в Липецке» от 26 апреля.

Новости других СМИ