«С мужем из интерната забирали маугли»

Корреспонденты «Житья» увидели, как живётся приёмным детям в новых семьях и за что лишают родительских прав

04.07.2015 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Три плюс три

Липецке ежегодно больше сотни детей остаются без опеки родителей. Причины разные — лишение родительских прав, отказ от ребёнка, смерть родственников. Судьбой таких детей занимаются специалисты соцопеки: устраивают их в спецучреждения, помогают найти семьи, которые станут ребятишкам домом. Семья Мещеряковых является в этом плане хорошим примером.

41-летняя Юлия воспитывает сейчас 5 детей. Старший сын, 24-летний Алексей, уже живёт отдельно. Юля и её муж Игорь работают. Она — бухгалтер, а супруг — строитель. Дома у семьи царят любовь и спокойствие.

— Родных детей у меня трое: Алексей, 17-летний Сергей и 4-летняя Танюша, — рассказывает Юлия. — Приёмных тоже трое: 11-летний Антон, 5-летняя Аня и двухлетний Андрюшенька, который стал членом нашей семьи месяц назад.

Всех приёмных деток Мещеряковы усыновили в курском интернате, где воспитываются дети с отставанием в умственном развитии.

— Почему я взяла детей из детского дома, да ещё и проблемных? Не знаю, — признаётся Юлия. — Смотрела по телевизору, как живут сироты, и внутри меня будто пустота, наполненная болью, образовывалась. И мне хотелось как-то помочь. Сначала взяли Антошку, потом Аню и недавно Андрюшу. 

По словам Юлии, с мужем из интерната они забирали маугли. Дети боязливо относились к новым родителям, были замкнуты, но супругам удавалось растопить лёд в сердцах детей в первые же дни.

— Когда привезли Андрея, он совсем не ходил, очень боялся воды, не разговаривал и не играл, — рассказывает мама. — Теперь это активный и весёлый ребёнок, который радуется жизни и не сидит на месте. Сильно радовался, когда увидел в первый раз траву. Антон успешно учится в школе для слабовидящих, очень хозяйственный, играет на кларнете. Анечке сложнее, чем остальным, — она почти не разговаривает. Её необходимо регулярно водить на массаж языка, чтобы в дальнейшем не было проблем с речью.

Ребята очень умные и воспитанные. Пока Сергей отдыхает после учёбы, Антон делает домашнее задание. Аня смотрит развивающие разговорную речь видео. Андрей играет. Каждый из них вежливо поздоровался и попрощался с нами.

— К вечеру устаю так, что засыпаю мгновенно, но счастливая! Несмотря ни на что, они моя радость. Может, ещё кого усыновим. Кому-то свои дети не нужны, а для нас приёмные стали родными, — говорит Юлия.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Возвращает детей лишь один родитель из тысячи

— Наша главная задача — не только забрать детей от плохих родителей, но и постараться найти для них хорошую семью, — поясняет Ольга Селезнёва. — В наши полномочия входит выявление несовершеннолетних, оставшихся без родни и опекуна, их устройство на попечение близким или в другие семьи, постоянное сопровождение замещающих семей и соцвыплаты. Также мы участвуем во всех следственных и судебных процессах в отношении плохих родителей. Информацию о нарушении прав детей мы получаем от граждан, правоохранительных органов, медицинских и образовательных учреждений. К сожалению, цифры по сиротству неутешительные: за 2014-й и первую половину 2015-го в Липецке зарегистрировали 1 200 сирот, из них лишь 59 усыновили. К сожалению, участились случаи смерти родителей. Лишённые родительских прав иногда подают на восстановление своих прав, но такие случаи — один из тысячи. Чаще всего, если нерадивая мать начинает жить нормальной жизнью, она заводит новую семью, а ребёнок, которого она однажды оставила в детдоме, ей уже не нужен.

«Дети уже должны ходить в школу, а они там не появлялись!»

Людей, которые не способны быть такими любящими родителями, как Мещеряковы, к сожалению, довольно много. За пять месяцев этого года работники соцопеки выявили 58 сирот, а за один только июнь — 25. Одна из таких неблагополучных семей проживает в Липецке на улице Потапова. Здесь в маленькой однокомнатной квартире, которая не знала ремонта много лет, живут три взрослые женщины и восемь детей. 

— Это преклонного возраста мать и две её дочери: одной 30 лет, а другой — 21. У первой пять детей, у второй — трое, — рассказывает начальник управления опеки (попечительства) и охраны прав детства города Липецка Ольга СЕЛЕЗНЁВА. — С 2012 года это семейство у нас на контроле. Мы несколько раз в год приезжаем к ним и каждый раз обнаруживаем, что дети живут в ужасных условиях.

Квартира, в которой проживает семья, больше похожа на какой-то заброшенный склад или подвал. Стены все в плесени, мебель старая, развалившаяся, кругом тараканы, сырость, грязь, вещи валяются. Совсем непонятно, где спят дети, скорее всего, на полу.

Ни у одного ребёнка нет официального отца, а у некоторых отсутствует даже свидетельство о рождении. Обе матери регулярно употребляют алкоголь, где-то гуляют, домой являются редко, напрочь забывая про своих детей, в том числе забрать их из детсада. Семья живёт на пособия и соцвыплаты, однако большая часть средств пропивается.

— Мы подали заявление в суд о лишении родительских прав обеих женщин, — говорит Селезнева. — Основанием для иска послужили статьи № 69 и 70 Семейного кодекса РФ «Невыполнение родителями своих обязанностей». Возраст детей — от 1 до 8 лет, то есть некоторые уже должны ходить в школу, но они там не появляются. Дети абсолютно безграмотны. Их родители неадекватны — каждый приход сотрудников соцопеки заканчивается нецензурной бранью и чуть ли не дракой. 

По словам сотрудников управления опеки, нерадивым мамашам неоднократно давали шанс исправиться — делали предупреждение, уговаривали устроиться на работу и заняться воспитанием детей. Но бесполезно. Лишь старшая делала попытки, но в итоге всё равно продолжила выпивать и пропадать. Бабушка же на детей не может оформить опекунство — она психически нездорова. 

Сейчас сотрудники соцопеки буквально с боем забрали детей от матерей и отправили в больницу на обследование. Учитывая условия антисанитарии, в которых находились бедняжки, они могли чем-нибудь заболеть. Пока идёт судебный процесс по лишению родительских прав, они будут жить в специальном центре.

Новости других СМИ