Что надо знать об автоэкспертизе?

Среди автомобилистов бытует мнение, что автоэкспертиза знает ответ на любой вопрос. К сожалению, в реальности так бывает далеко не всегда. Почему? Попробуем разобраться.

31.08.2014 12:59
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Какие бывают экспертизы?

Существует много видов экспертиз. Остановимся на особенностях проведения экспертизы при разборе ДТП. Наиболее часто здесь прибегают к проведению трасологической и дорожно-транспортной экспертиз.

Трасологическая экспертиза имеет целью установление транспортного средства, оставившего следы, выявление причин образования следов или ДТП в целом. Объектами такой экспертизы являются транспортное средство и его детали.

Целями дорожно-транспортной экспертизы являются установление технического состояния транспортных средств, дорог и их обустройства, дорожных знаков и разметки, механизма ДТП, психофизиологического состояния водителя и участников ДТП.

Когда и как назначается экспертиза?

В соответствии со ст.26.4 КоАП РФ в случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке и технике, судья или должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы. В определении должны быть указаны:

1. Основания для назначения экспертизы

Лицо, назначающее экспертизу, должно чётко сформулировать её название, для чего нужна экспертиза, что в данном деле ему не ясно и почему без эксперта решение по данному делу принять невозможно. Очень часто инспектору (судье) просто лень вникать в обстоятельства дела и они отдают дело на откуп эксперту: мол, как он решит, так и будет.

2. ФИО эксперта или наименование учреждения, в котором должна быть проведена экспертиза

Следует знать, что наряду с государственными судебно-экспертными учреждениями экспертиза может производиться и частными экспертами.

В соответствии утверждённому постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. № 37 «Квалификационному справочнику должностей...» специалист по автотехнической экспертизе (эксперт-автотехник) как минимум должен иметь высшее профессиональное (техническое) образование (направления подготовки: «Эксплуатация транспортных средств», «Наземные транспортные системы» по специальностям «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство».

Так что прежде всего необходимо убедиться в наличии у эксперта соответствующей квалификации.

3. Вопросы, поставленные перед экспертом

Вопросы, поставленные перед экспертом, и его заключение не могут выходить за пределы его специальных познаний. Очень часто инспекторы ставят перед экспертом не технические, а правовые вопросы, например: «Кто из водителей нарушил требования ПДД?» Это незаконно и профессиональный эксперт не станет отвечать на такой вопрос.

4. Перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта

В определении о проведении экспертизы должны быть чётко определены исходные данные и материалы, на основании которых эксперт должен проводить свои исследования. 

Кроме того, в определении должны быть записи о разъяснении эксперту его прав и обязанностей и о предупреждении его об административной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.

Сразу замечу, что данное требование только грозно звучит. Доказать на деле «заведомую ложность» практически невозможно. При допросе в суде эксперт всё легко спишет на ошибку, описку, невнимательность, неопределённость методики и т.д. По сути, эксперт ничем не рискует, кроме своей репутации. Но кто сейчас ею дорожит?

Какие права у водителей?

До направления определения для исполнения судья или сотрудник ГИБДД обязаны ознакомить с ним лицо, в отношении которого ведется производство по делу, и потерпевшего, разъяснить им права, в том числе право:

– заявлять отвод эксперту;

– просить о привлечении в качестве эксперта указанных ими лиц;

– ставить перед экспертом свои вопросы.

Кто платит за экспертизу?

Очень часто в ГИБДД водителей обязывают оплачивать назначенную экспертизу. Либо того, кто написал ходатайство о её проведении, либо обоих в равных долях. Оба варианта незаконны.

Согласно ст.24.7 КоАП РФ оплата труда эксперта отнесена к издержкам производства по делу. Издержки по делу об административном правонарушении, предусмотренном КоАП РФ и совершённом физическим лицом, относятся на счёт федерального бюджета. 

Если же в удовлетворении ходатайства о назначении экспертизы вам будет отказано, то ничто не мешает обратиться за подобным заключением самостоятельно. Вот за эту работу вы уже платите из своего кармана.

Такой документ будет называться не «Заключением эксперта», а «Экспертным исследованием», «Консультативным заключением» или как-то ещё. Но в любом случае он может стать существенным противовесом мнению сотрудника ГИБДД. Необходимо лишь заявить ходатайство о приобщении этого доказательства к материалам дела и о заслушивании специалиста в ГИБДД (или суде).

Экспертиза — закон для суда?

Экспертиза (в том числе и судебная) не является истиной в последней инстанции. Заключение эксперта не является обязательным для судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, однако несогласие с заключением эксперта должно быть мотивировано.

Заключение эксперта является лишь одним из доказательств и никакого приоритета перед другими доказательствами не имеет. К сожалению, с принципиальной позицией суда приходится встречаться нечасто. Обычно суд готов верить любым выводам экспертов. Однако бывают исключения. Удачи на дорогах и в отстаивании своих прав!

 

Новости других СМИ