Национализм на Украине: правда или вымысел?

Эксперты Института глобализации и социальных движений проанализировали, насколько сильны неофашистские настроения на Украине, кому они выгодны и чем грозят

13.03.2014 21:09
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Тему разгула неофашистов на Украине активно педалируют российские федеральные СМИ, в свою очередь, украинская сторона отвечает мирными сюжетами и уверениями в полной безопасности представителей нацменьшинств в их стране. В конце февраля тему неофашисткой риторики в высказываниях лидеров Майдана проанализировал Институт глобализации и социальных движений, доклад которого от 24 февраля мы и публикуем сегодня. Мы не склонны считать выводы этого доклада истиной в последней инстанции, однако убеждены, что итоги аналитического исследования достойны обсуждения.


«Политическая ситуация в Украине достигла большого напряжения. Она стала трудно прогнозируемой и несет в себе угрозу не только для страны, но и для ее соседей и возможных партнеров в ЕС. К такому заключению пришли в Институте глобализации и социальных движений. Источник угрозы — украинские национал-радикалы (неонацисты), стремящиеся не только взять власть в Украине, но и изменить Европу по своему образу и подобию. Все это делает необходимым противодействие украинским неофашистам в ЕС и поиск мирного пути разрешения политического кризиса в Украине без их участия.

По мере разрастания конфликта всё большую роль в противодействии режиму Виктора Януковича играет не демократическая оппозиция, а радикальные ультранационалистические силы под политическим руководством партии «Свобода». Они враждебно относятся к демократическим ценностям, пытаются использовать общественное недовольство, обостряя конфронтацию, но не предлагая никакой альтернативы экономической политике власти. Все более вероятным становится прямое силовое противостояние, которое может лишь резко усилить хозяйственные затруднения Украины. Падение гривны является первым сигналом: последствия «националистической революции» способны оказаться намного более разрушительными для страны.

Протесты в Киеве вывели на первый план «Правый сектор» — конгломерат ультраправых групп (от футбольных фанатов до неонацистов), идейно связанных с партией «Свобода». На фоне нерешительной демократической оппозиции, размытых и противоречивых требований и полного отсутствия тактики и стратегии «Правый сектор» выглядит решительным и последовательным. Демонстрацией его силы и влияния стало факельное шествие в Киеве 1 января 2014 года, организованное партией «Свобода». Сходство с факельными маршами фашистов XX века дополнили ксенофобские лозунги. Марш не был осужден остальной оппозицией. Однако самое страшное состоит в том, что теперь любая критика неонацизма и ксенофобии практически табуирована. Если кто-либо критикует «Свободу» или «Правый сектор» за их взгляды и действия, он рискует быть объявленным «агентом режима и провокатором».

Оппозицию в Украине возглавляют три фигуры: Виталий Кличко («Удар»), Олег Тягнибок («Свобода») и Арсений Яценюк («Батькивщина»). Кличко и Яценюк воздерживаются от критики фашизма и его практик. Они отмолчались по поводу факельного шествия не только из-за страха раскола оппозиции. Точно так же в телевизионной программе Познера Кличко отказался осудить СС и нацизм, ускользнув от вопросов. Ранее он заявлял, что «фашизма в Украине нет», а ветеранов УПА он глубоко уважает. Для Яценюка характерно ставить знак равенства между фашизмом и коммунизмом, трактуя их как внешние для Украины явления, никак не связанные с ее социальной природой. В целом более умеренные, чем Тягнибок, лидеры оппозиции склонны к терпимому отношению к украинским формам неофашизма и готовы его информационно прикрывать.

Тягнибок более откровенен, чем его коллеги по оппозиции. Лидер «Свободы» многократно обрушивался на евреев и русских. «Жидо-москальский заговор» в виде мафии, по его оценке, есть внешняя сила, направленная на подчинение страны, а нынешние власти есть его сознательные или бессознательные представители внутри Украины, которая не может обрести подлинной независимости без борьбы против этих инородных сил. Они чужды ей этнически, поскольку являются людьми низшей расы и склонными в силу природной подлости вредить украинскому народу. Акцентируя внимание людей на ущербных рассуждениях об этнической заговорщической природе врагов, «Свобода» уводит внимание от социально-экономических проблем Украины. Ни «Свобода», ни ее партнеры по оппозиции никаких рецептов здесь не выдвигают.

Украинские неофашисты насаждают в обществе синдром исторической жертвы, полностью игнорируя индустриальное и культурное развитие Украины как до революции 1917 года, так и в СССР. Синдром жертвы и поиск полумистических врагов-заговорщиков удобны еще и потому, что позволяют «Свободе» кричать «держи вора!» и при этом исполнять заказ, суть которого — ассоциация Украины с ЕС на любых условиях. Необходимо подчеркнуть, что этого в ЕС особенно добивается Германия — родина тех самых «немецких оккупантов», как осторожно именует гитлеровцев Тягнибок (вероятно, чтобы не задеть «героев» украинской дивизии СС «Галичина»).

Независимо от итогов противостояния власти и Майдана, если ультрас не будут поставлены на место, последствия могут оказаться самыми непредсказуемыми. Угроза национальным, религиозным, сексуальным меньшинствам Украины и просто политическим оппонентам партии Майдана становится более чем реальной. Учитывая наличие венгерского, румынского, русского меньшинств, возникает угроза и региональной безопасности. Украинские националисты не настроены терпимо и к народам, чьи страны входят в ЕС. В своем стремлении во что бы то ни стало доказать «неславянские» корни русского народа и таким образом опровергнуть его общие с украинцами этнические и исторические начала, ревнители «украинства» объявляют русских потомками «европейцев второго сорта» — финно-угорских племен. Таким образом, получается, что «недочеловеками» объявлены и современные финны, эстонцы и венгры.

Поиски врагов отвлекают украинское общество от обсуждения причин спада в экономике 2011 — 2013 годов и от поиска рецептов оздоровления экономики. Зато они дают «Свободе» возможность говорить о «другой Европе». «Свобода» и ее сателлиты настроены не только переделать Украину по своему образу и подобию, приведя повседневную жизнь в соответствие с «идеалом». Они стремятся принести свои правила в Европу: переделать отношения внутри ЕС в духе ксенофобии и тоталитаризма. Так, скандально известная депутат парламента Ирина Фарион, отвечая на вопрос журналистов о мотивах вхождения Украины в либеральный и толерантный Евросоюз, заявила следующее: «Я имею интерес влиться в этот союз по разным мотивам. Важнейший из них — сойти с московской орбиты. Также я иду туда, чтобы прививать другие ценности — нациоцентричные. Я не отступлюсь от идеологии национализма ни на один шаг. И ее величество Европа будет править… под нашим влиянием». Для демократических сил в ЕС эти слова должны служить предупреждением. Готовность Еврокомиссии дружить с подобного рода силами несет угрозу ценностям европейского общества.

...

На протяжении многих лет в Украине разные силы играли с идеями национализма. Он насаждался в обществе, ошибочно трактуясь как скрепляющий национальное единство. Однако социально-экономический кризис в Украине уже выявил его разрушительную природу. Он блокирует анализ и обсуждение проблем страны и может привести Украину к катастрофе, которая волной ударит по другим странам. Вот почему феномен нацизма и крайнего национализма в Украине требует внимательного изучения и решительных мер, среди которых самое малое — это борьба прогрессивных европейских сил за запрет на въезд в ЕС всех украинских неонацистов и пресечение заигрываний евробюрократии с ними. Для европейских прогрессивных сил немаловажно увидеть в «Свободе», ее сателлитах и партнерах антидемократические и враждебные прогрессу силы.

Полная версия статьи на сайте www.igso.ru

Новости других СМИ